21.06.2015

Укачивает на корабле. Морская болезнь. Почему укачивает на корабле? Что делать если укачивает во время круиза?

Очень часто люди, которых никогда и нигде не укачивает, не могут противостоять качке во время движения корабля и их укачивает точно также, как и всех остальных. Большинство людей подвержены укачиванию и в этом нет ничего удивительного. Укачивание в море называют "морская болезнь". Разумеется, наш вестибулярный аппарат поддаётся тренировкам и многие члены команды, которые не могли выдерживать движение судна, за время своих контрактов способны обучить свой организм спокойно переносить качку.

как избежать морской болезни how to avoid seasickness nausea
Но если вы обычный пассажир и время пребывания на судне ограничивается несколькими днями или неделями, то "закалить" организм будет очень трудно. Некоторым достаточно нескольких дней на адаптацию, а некоторым не хватит и недели. Так что же делать если укачивает на корабле? Как помочь себе и дать возможность системе адаптироваться к новым "подвижным" условиям?

Прежде всего нужно осознать, что качка судна присутствует постоянно, даже во время стоянки в порту судно качает на волнах, просто менее заметно. Во время движения тем более. Есть несколько советов которые помогут намного спокойнее провести адаптацию или чего хуже шторм.

Современные круизные лайнеры создаются по принципу максимального комфорта для пассажиров. Такая же задача стоит и в авиации, где пассажирские самолёты стремясь избежать турбулентности забираются всё выше, туда где более разряженный воздух и полёт более гладкий. В индустрии пассажирских судов задача посложнее - море всегда подвижно.

Теперь подробнее об особенностях круизных кораблей. Зная их вам будет легче понять как избежать негативных последствий качки.

seasick nausea морская болезнь
1) Для стабилизации хода современные круизные суда плоскодонные. Это даёт больше устойчивости в сравнении с килевыми судами. Например, парусные яхты - килевые. Киль действует противовесом парусу. На такой яхте вас не только укачает, но и может выбросить за борт. Поскольку круизный корабль плоскодонный, то его осадка (подводная часть) обычно не более 10 метров. Это позволяет заходить в большее количество портов причаливая к терминалу, а не использовать тендеры (шлюпки). Также, набрав скорость корабль открывает стабилизаторы. Это подводные крылья снижающие раскачивание. Во время малой скорости и сильной качки их всё-же закрывают, иначе давление воды их может повредить. Благодаря этому корабль идёт более стабильно "ложась" своим дном на большую площадь воды, НО! Когда поднимается ветер, особенно боковой, то малая осадка играет отрицательную роль, поскольку борт, находящийся над водой, намного больше подводной части. Эффект паруса начинает сильно давить на судно сбоку и "укладывать" корабль на бок создавая боковую качку.

Во время такого бокового раскачивания самая амплитудная часть находится на самых верхних деках (палубах), а самая наименее подвижная ближе к воде. Значит, чем ниже вы находитесь, тем меньше вас раскачивает.

2) Нос корабля разрезает не только волны своим выступающим и чуть заметным под водой волнорезом, но и встречные потоки воздуха. Сопротивление воды, давление порывов ветра и потоков воздуха огибающих носовую часть заставляют нос задираться вверх и под весом самого судна заныривать под воду. Затем под давлением воды выниривать вверх и опять нырять вниз. Это движение постоянно и чем выше скорость ветра и больше волнение моря, тем активней и амплитудней эти движения.

Получается, что нос судна раскачивается сильнее всего и в противоположной части амплитуда должна быть меньше. Это не закономерно, поскольку не очень длинные суда на волнах "подбрасывают" и свою заднюю часть, но в большинстве случаев нос более подвижен. Значит в хвосте качка будет слабее.

3) Судно держит свой курс и несмотря на течение, ветер и волны будет стремиться идти вперёд. В моменты качки, находясь в носовой части, можно увидеть всю мощь борьбы технологии со стихией. Нос начинает описывать круговые движения в попытке вернуться на траекторию курса указываемую GPS.

Во время этой борьбы нос и верхние палубы самое неподходящее место для страдающих морской болезнью.

4) Нам нужен воздух. Точнее кислород. Часто во время сильного ветра или шторма все открытые палубы закрываются и выйти на них нельзя. Это делается для безопасности пассажиров, поскольку потоки ветра и воды могут запросто снести человека за борт. Если ситуация не критична, то на палубу с открытым бассейном выходить можно. Несмотря на то, что все открытые палубы могут закрыть, воздух на судне приточный и кондиционированный. Значит кислорода будет достаточно.

Постарайтесь найти место где меньше пахнет едой или другими раздражителями. Старайтесь дышать спокойно и если получится - поспите. В идеале это сделать на топчане на открытой палубе.

5) Старайтесь видеть линию горизонта и море. На современных судах многие каюты без окон и многие помещения не имеют прямого вида из окна на море. Например, кинотеатр или театр, казино или сауна и так далее. Нашему вестибулярному аппарату уже тяжело, он никак не может подстроится под качку постоянно посылая противоречивые сигналы в мозг и организм. Если мы ещё исключим возможность наших глаз "цепляться" за условный стабилизатор в виде линии горизонта и морской поверхности, то наступает полная дезориентация. Мозг в шоке, ведь каждое движение которое он не ожидает становится для него полнейшей неожиданностью.

Желательно найти окно и "цепляться" взглядом за наименее подвижную линию горизонта. Чаще всего это вид из боковых окон.

набор разных средств и медикаментов от морской болезни set of different medication from seasickness nausea
6) Наш организм запрограммирован на удержание поглощенной пищи внутри желудка. Но при качке ему это делать крайне сложно и тогда он может отдать предпочтение самому простому способу всё наладить - освободить желудок, чтобы нечего было удерживать. В этот момент нас может стошнить и вырвать. Для того чтобы облегчить задачу желудку нужно снизить количество жидкости в нём. Например, вместо воды или сока скушать зелёное яблоко, грушу, скушать мороженное, пососать конфету, съесть арбуз или дыню.

Постарайтесь на наполнять желудок ничем булькающим.

Итак. Подводя итог. Во время качки и начавшейся морской болезни можно предпринять следующее:

1) Находиться желательно как можно ниже;
2) Избегать нахождения в носовой части судна;
3) Передняя часть верхней палубы самая подвижная, там находиться нельзя;
4) Обеспечить доступ к чистому и свежему воздуху;
5) Выйти из помещения без окон. Смотреть на наименее подвижную относительно судна линию горизонта;
6) Не наполнять желудок жидкостью.

Часто на судне есть таблетки для борьбы с морской болезнью. Некоторым они помогают, хотя это больше психологический фактор. Зачастую такие таблетки элементарное снотворное.

Приятного вам плавания и пусть на качает!

6 комментариев:

  1. У нас корабль попал в шторм на пути в Мексику, на Козюмель Cozumel. Укачало всех и детям было очень плохо. Давать им таблетки было бесполезно. Я загуглила и нашла эту статью. Всё сработало! Сначала мы сели на променаде, но из-за ветра его закрыли и мы перебрались на Open Deck. Ничего не ели кроме фруктов и дети уснули. Но качало пока не дошли до порта. Спать пошли, конечно в каюту, голодные, но на еду даже не тянуло. Зато утром пока не наелись с корабля не вышли. Спасибо за подсказки!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Рад, что Вам помогли советы. Хорошо, что Вас качка промучила только один день. Намного труднее справиться если это несколько дней в море и погода не становится лучше. Удачи вам!

      Удалить
  2. Ну вот сразу понятно, что написано всё и проверено на личном опыте! Сколько ерунды в интернете мен попалось, включая малышеву... Реальные дельные советы по морской болезни тут! Спасибо!
    Мне самой и моей сестре было так плохо от морской болезни, что её девочки из СПА, как цыганки смогли раскрутить на иглоукалывание. НЕ ПОМОГЛО! Сеанс $85, типа скидка за сострадание ))) Ерунда!
    Я загуглила, почитала статью и поняла, что пойдём на воздух. У нас в хвосте был пул и там под пледиками на топчанах целая секта тошнотиков собралась )))
    Уже под вечер погода улучшилась и стало легче. Днём выспались и всю ночь на карибской вечеринке зажигали.
    П.С. Иглотерапию при морской болезни не рекомендую - проверено.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Как говорится - гугл в помощь! На самом деле - всё очень индивидуально и то, что у Вас получилось ещё и на вечеринку пойти, говорит о том, что у Вас молодой организм и быстро восстанавливается. Действительно, во время плохой погоды часто предлагают в SPA иглотерапию во время качки. Это не обман, а предложение попробовать, ведь в данном случае это больше воздействие на психику и лучше сначала попробовать перечисленные в статье методы, а потом пробовать воздействовать и другими способами. Девочки в SPA это понимают и делают всегда скидки, не держите зла на них!

      Удалить
  3. Мне ничего не помогло, лежать или спать тоже было невозможно. а детям всё нормально и они потащили ещё в боулинг. Там ни окон ни воздуха свежего. Еле выдержал. Через час желудок сказал - хватит и разгрузился обратным способом после чего я проспал 11 часов не вставая.

    ОтветитьУдалить